Взаимопиар
Самый простой и суперэффективный способ продвижения. Он управляемый, у него много разных форматов, его можно повторять много-много раз, и результат от него измеримый.

По сути, это та же реклама, но по бартеру и, как правило, чуть более спонтанная, живая: вы договариваетесь с блогером примерно вашего размера рассказать друг о друге. Каждый получает в результате обмена новую аудиторию, как если бы каждый купил рекламу. Но давайте посмотрим на нюансы.

С кем взаимодействовать?

Для взаимопиара лучше не искать прямых конкурентов (книжный блогер и книжный блогер), а выбирать тех, чья аудитория вам интересна, но кто при этом не пишет точно о том же самом, иначе и автор будет не особенно охотно рекомендовать второго себя, и его читатели могут с меньшим энтузиазмом подписываться на "точно такое же, но с перламутровыми пуговицами".

Зато взаимопиар хорошо работает с блогами на смежные темы: косметолог и бровист могут порекомендовать друг друг друга, стилист и визажист, блогер про книги и блогер про театр. Блогер про детские книги и про взрослые — тоже вполне себе разделение, про разные подходы к теме, про что-то похожее, но в разных условиях, городах, странах, жизненных ситуациях.

Максимально эффективно делать это с теми, с кем вы действительно читаете друг друга (можно и с незнакомыми ранее блогерами, но тогда все равно надо изучить их, без интереса это слабо сработает) и искренне расскажете, почему вам нравится (заинтересовал) этот блог.

В телеграме это вообще один из самых эффективных способов продвижения: целевой подписчик здесь стоит дорого, а расти хочется всем) За деньги это могли бы быть миллионные бюджеты, но еще и не каждый канал возьмет другой на рекламу за деньги (мы в Make Your Style, например, практически не берем).

Вот, например, один из таких обменов с нашей подругой Леной Бугуловой и ее каналом "Будни Гальяно" — это самый простой формат, "в лоб":
А вот формат чуть посложнее: если попросить коллегу рассказать что-то особенное, из его жизни или экспертизы, а потом всем поделиться этим постом, то будет польза для всех: новая аудитория автору, площадке и классный шерабельный контент для всех.
Как организовать взаимопиар
1. Просматриваем свой список подписок, выбираем блогеров плюс-минус своего размера. Не обязательно 150/150 подписчиков, 100/150 ок, 13к и 10к ок, 4500 и 3000 ок — в общем, разбег до 30% и даже 50% считается нормальным. В маленьких блогах аудитория часто более вовлеченная, чем в крупных, и в относительных цифрах результат может быть выше. А иногда аудитория может быть особенно ценной: скажем, небольшой чат специалистов или людей с определенным запросом может принести 10 человек, но гораздо более заинтересованных, чем тысяча случайных прохожих. Поэтому примеряйте на себя и свою тему.

Смотрим на количество просмотров и реакций — как они соотносятся с вашими? Нам нужны плюс-минус одинаковые, без аномалий (иногда бывает, что на огромное количество подписчиков у блогера микроскопические просмотры, но если мы начинаем со своего списка подписок, то скорее всего у вас такой проблемы не возникнет))

2. Для незнакомых блогов больше нескольких тысяч дополнительно сверяемся с сервисами аналитики (telemetr, tgstat): сколько подписчиков пришло к другим каналам?

3. Прочитываем внимательно максимум постов, сверяемся с ценностями (особенно актуально для малознакомых блогов) — что автор пишет по принципиальным для вас вопросам, что он постил в какие-то ключевые даты, какую лексику использует? Иногда вроде все ок — аудитория женская, активная, интересуется модой, просмотры высокие, а потом ты пролистываешь вверх и видишь пост, от которого у тебя волосы шевелятся и понимаешь, что такое эту аудиторию не смутило, и наверное вы немножко на разных языках говорите. Это не означает, что надо искать своих ментальных близнецов, только святых и в белом пальто, но и наступать на себя ради рекламы тоже не надо: если вы читаете и вам кажется, что что-то тут не то, скорее всего, вам не кажется.

3. Пишем админу: «Привет, давно на вас подписана, очень люблю ваш канал (или: нашла ваш канал там-то, очень понравился!). У меня канал про .... Хочу предложить взаимопиар: давайте расскажем друг про друга или сделаем какую-нибудь совместную активность*?»

*про активность смотрите варианты механик ниже

По датам — мы обычно договариваемся сделать посты в разные дни. Например, мы в понедельник, про нас — в четверг. Разбег от пары дней до недели, по моим ощущениям, оптимальный. Он нужен, чтобы люди, которые переходят в блог, натыкались бы на что-то интересное, а не на зеркальный пост о блоге, откуда они только что пришли.
Чуть внутренней кухни: сообщения, которые админы каналов писали мне, и на которые я ответила. Как видите, там бывает вообще просто: "делаете ВП?")
Полезно будет прислать другому админу рыбу поста о себе. В ней нужно написать какую-то простую самопрезентацию, кто вы, что вы, о чем ваш канал, дать ссылки на лучшие посты, по которым вас можно узнать (и которые могут завлечь и погрузить в ваш блог).

Задача не в том, чтобы написать за автора пост, а в том, чтобы облегчить поиски по вашему каналу и выделение нужных вам смыслов: вы лучше всех знаете, какие классные посты у вас были.

*Мы обычно выбираем для ВП те, которые вирусились сами и на которые подписывались люди — значит в них уже есть что-то привлекательное для нашей ЦА.

Вот несколько наших рыб + те шаблоны, которые присылали нам коллеги. Ленивый, загруженный или несмелый админ может взять ее целиком, а деятельный и свободный может переписать под себя. Чаще всего меняется подводка (почему я рекомендую именно это), а ссылки и картинки остаются.
Механики
Самое простое — рассказать друг о друге, порекомендовать: вот блог, который мне нравится, он о том-то и о том-то, подписывайтесь. Классно будет поделиться внутри ссылками на самые интересные посты или рассказать историю, связанную с блогом.

Это может хорошо работать, если вы раньше такого не делали, если хотите начать с простого, если вы рекомендуете блог, который хочется посоветовать целиком.

Но можно усложнить формат: поделиться репостом (только обязательно сопроводить его комментарием: "Таня здорово рассказывает про то-то, я обычно жду ее постов про ..."), можно обсудить одну и ту же тему и сделать отсылку ("Таня сегодня написала про то-то (тыц), а я вот думаю..."), можно сделать мини-интервью друг с другом и обменяться ответами на какой-то важный вопрос из вашей сферы.

Это работает во всех соцсетях (инстаграм, телеграм, вк). Можно написать гостевые посты друг для друга, чтобы поделиться какими-то узкими знаниями или рассказать о себе ("Привет, я Алена, и сегодня Ксюша пригласила меня рассказать о .... Я — ...")

Вот несколько хороших примеров разных механик:

Антон That's Haute делает гостевой пост для Лены "Будни Гальяно": у него канал меньше, но он потрудился и собрал для Лены хороший полезный контент, это выгодно всем:
А Лера Парфенова точно так же собирает для канала Лены плейлист из саундтреков к показам. От Леры — экспертность, от Лены в данном случае — площадка. Ну и аудиторией, конечно, тоже обменялись.
Круговой взаимопиар
Все то же самое, но с несколькими блогами — подборка из нескольких авторов. Она может быть тематической, может быть собрана по любому другому принципу (например, "блогеры, которым я доверяю"). На заре телеграма на таких подборках каналы классно росли (и мы в том числе), потом они поднадоели аудитории, потому что одни и те же каналы участвовали в них по кругу, но сейчас, когда в телеграм пришло много новых авторов, формат снова стал актуален. Некоторые так и делают: "эксперты, которые пришли из инстаграм, подпишитесь, чтобы не потерять".

В инстаграме одно время ходили подборки постов от разных блогеров на одну тему, например, как что-то устроено в разных странах: я пишу, как это у нас, а как это там-то и там-то, читайте у... Много такого было про разные страны: блогеры рассказывали что-то про праздники, кулинарные привычки, традиции, правила. Похоже, сейчас, с огромным количеством релокантов это может быть снова актуально. Можно собраться с коллегами и придумать свою тему, высказаться по какому-то общему для вашей сферы вопросу — обычно это действительно любопытно читать.

В телеграме можно собрать тематическую папку: свой тщательный персональный отбор по темам, то, что вы реально читаете. На папку можно подписаться одним кликом, не переходя в десять каналов по очереди, но именно поэтому она должна быть действительно классной, без ерундовых каналов в довесок. И тогда будет классно поделиться ссылкой на эту папку и попросить ее участников тоже поделиться. *Про папки напишу подробнее ниже.

Важно: такая штука делается не спонтанно, можно, конечно, сделать подборку от души, но нет гарантий, что все участники ее репостнут (даже не из жадности, а просто кому-то не придет в голову, кто-то не заметит). Лучше договариваться с коллегами заранее — «я делаю такую-то подборку, мне хочется собрать папку действительно классных блогов про ХХХ, и как-то повзаимодействовать, чтобы больше людей про нас узнало и у всех в нас стало бы больше подписчиков, будет здорово, если вы поделитесь у себя» — но в любом случае искренность остается тут важным принципом, берите в песочницу только тех, кем готовы поделиться и бесплатно, чтобы не оставалось чувства обиды.
Классный формат — предложить нескольким авторам ответить на общий вопрос (поделиться историями, мнением, прогнозом, прокомментировать какую-то ситуацию) — и объединить их в одном посте.

!! НЕ ПУТАЙТЕ КРУГОВОЙ
ВЗАИМОПИАР С ГИВАМИ !!

Сценарий, который пришел с великой миграцией в телеграм из инстаграма: гивы (подпишись на стопицот рандомных, обычно плохих, каналов и получи приз с вероятностью 1/10000).

Предлагатели таких предложений часто пишут после рекламы в других каналах. Соглашаться на такое не надо.

Почему?

1. Аудитория телеграма по большей части — умные, взрослые, платежеспособные люди. Это самое ценное тут. Что мы получаем, выбирая из этой аудитории тех, кто готов за призрачный шанс на 3000 рублей пустить себе в ленту десяток каналов? И именно не добровольно выбрать, а обязательно подписаться?

2. «Емкость» внимания среднего пользователя — до 25 каналов, +10 ненужных к ним означает, что пользователь отпишется от них сразу после гива (это хороший сценарий) либо эти каналы сразу отправятся в архив (оттуда выбраться уже малореально). В итоге показатели вовлеченности на будущее будут снижаться. То есть реальных новых читателей это если и приносит, то в количестве, несопоставимом с ущербом от испорченной статистики и нецелевых подписок.

Да, тут тонкая грань, но она обычно проходит где-то по словам «классный / не классный», «авторский отбор».

Еще примеры, как могут выглядеть привлекательные по цене и обещанному результату, но совсем не классные предложения:
Папки в телеграме
Небольшие тематические папки могут работать очень классно. Ключевое тут — хороший отбор. Плохая новость — это всегда штучные предложения, поэтому нет никакого общего правила, где искать такие предложения. В разных нишах их может быть больше или меньше. Иногда это могут быть сборы в тематических и профессиональных сообществах — задайте поиск по слову «папка» в своем телеграме, вдруг у вас такое есть, а вы просто не обращали внимания?

Но лучше всего — собрать собственную папку по своим правилам. Это кстати и само по себе хороший способ упорядочивать подписки, но такими папками можно делиться и помогать другим.

Вот — краткая инструкция, как это сделать технически:
Форматы тут могут быть разные:

• разножанровая подборка «кого я читаю каждый день» или «каналы, которые нужны для жизни в городе В., от хорошей доски объявлений до авторских»;

• тематические подборки: поддерживающие блоги про психологию; папка адекватных каналов про спорт, зож и нутрициологию без шейминга; новостные каналы; каналы про Израиль / Сербию / Испанию; каналы про нейроотличия — можно собирать любые комбинации тем по своему вкусу;

• подборки к инфоповоду: например, в израильском сегменте телеграм так часто рекламируются папки новостных каналов — «что-то произошло, вот вам папка с новостями и аналитикой, чтобы ничего не упустить»; конкретно эта реклама папки мне не нравится, потому что она продвигает очень упрощенный нарратив и манипулирует тревожностью, но как механику это можно взять на вооружение и применять более мягким способом, но все же привязывая к какому-то инфоповоду, внешнему или внутреннему — скажем, каналы моих коллег, которые интересно транслируют Недели моды (у Маши много инсайдов, у Кати хорошая аналитика, Лена отбирает все самое красивое); психологи, которые пишут про переезд и адаптацию; каналы, которые сейчас хорошо пишут про проблемы подростков и насилия [то есть читать их стоит и в будущем, но прямо сейчас я в конкретной бурлящей теме фиксирую, что их подходы мне близки и я могу предложить их своим читателям].
Обратите внимание, что в такой механике размер каналов не играет особой роли, они могут быть разными, кто-то дает аудиторию, кто-то делает папку более привлекательной за счет своего авторскиго контента, важен совокупный охват.

Ну и в любом случае механика та же: собираем каналы в папку, формулируем описание (почему я собрала именно эти каналы, зачем на них подписываться, что они добавят в ленте) — и сообщаем коллегам-админам: давайте сделаем папку и пошерим ее все вместе, всем будет полезно / я сделала папку, вы там тоже есть, буду рада, если вы пошерите (это когда контент более личный).
Made on
Tilda