UGC — user-generated content — контент, созданный пользователями
Один из самых приятных (и самых коварных)) способов продвигаться. Суть в том, что мы можем производить контент не только от автора к подписчику, но и наоборот: собирать истории, мнения, рекомендации других людей, создавать на их основе какие-то прикольные материалы и расширять таким образом свой круг.
Этот способ одновременно обогащает контент автора (вместе можно собрать больше информации, мнений, чего угодно, чем одному) — и помогает продвигаться, потому что соавторы с удовольствием репостят то, к чему приложили руку.
У UGC есть два главных бонуса: мы можем получать контент — и распространять контент за счет репостов или рекомендаций.

Это две разные цели. И важно учитывать их обе.
Если со сбором контента все вроде понятно (для него нужно приложить усилия), то с распространением есть ловушка. Самое большое заблуждение этого способа продвижения: думать, что достаточно просто быть классным и тогда все будут вас репостить. И это заблуждение очень часто подогревают блогеры своими "ой, я так рада, что вы делитесь, я даже не ожидала, зашла в блог, а там уже 158 репостов от вас!" А если вас не репостят и не упоминают по 80 раз за день просто так, то может начать казаться, что вы какой-то не такой, ненужный, неинтересный человек. Хотя вообще-то ни фига подобного.

Вариация того же заблуждения — "я приложу много усилий, сделаю классный контент, и его все будут репостить". Нет. Это разные действия, разные цели и они связаны только косвенно. И над каждой нужно думать отдельно, каждой уделить внимание.

Конечно, какое-то количество репостов, поздравлений и тэгов всегда будет возникать спонтанно: просто потому что и вы классный автор и вообще человек замечательный, и звезды сошлись так, что кому-то захотелось об этом рассказать. Но это неуправляемый источник. Сидеть и ждать у моря погоды и стараться быть классным можно долго. Но усилием мысли заставить других людей делать то, что нам хочется, никто из нас не умеет. Поэтому думаем в другую сторону.

На самом деле репосты и упоминания можно и нужно стимулировать. Можно специально придумывать активности, которые сгенерируют такие репосты, можно организовывать какой-то совместный движ, в котором все будут делиться, меняться, рассказывать друг про друга, и от этого всем будет хорошо, приятно и выгодно.

Какие это могут быть активности?
Совместные занятия и марафоны
У нас в Make Your Style — тогда еще в жж — это был самый-самый первый способ продвижения нашего сообщества. Мы тогда придумали провести марафон по поискам стиля. Никто из нас не был специалистом в этом деле, мы только-только начинали интересоваться этой темой, поэтому мы просто организовали совместный движ для таких же, как и мы, и взяли на себя функции модераторов, первых среди равных. Марафон был бесплатным, единственным условием участия в нем был репост нашего анонса — и вступление в сообщество (посты марафона мы публиковали под замком, только для участников). Так мы набрали первых 300+ участников, то самое ядро единомышленников, которые уже потом стали притягивать других подписчиков.

Вы можете сделать что-то подобное по своей теме: выступить организатором и лидером какой-либо общей активности, где вы будете вместе двигаться к цели и мотивировать друг друга. Лучшая почва для такого — это что-то, связанное с регулярностью, мотивацией. Где нужно не обучать других, а вдохновлять, пинать, упорядочивать: рисовать неделю подряд, снимать красивое, делать зарядку, писать тексты, наводить порядок...
У эффективного движа есть несколько важных правил (в разное время я и соблюдала их, и нарушала, и вывела те, что реально важны):

1.

Бесплатная активность должна быть довольно простой, но все-таки иметь какое-то полезное содержание. В нашем случае это было пять постов-заданий (разобрать шкаф, определить свой типаж и т.д.) У коллег я видела классные активности в формате "пишем три текста", "несколько дней фотографируем на заданные темы", "рисуем каждый день в течение месяца". То есть тут ведущий выполняет организаторскую функцию, задает рамки, придумывает темы, но не выдает целый курс или цикл лекций.

Это не должна быть пустышка, но не должно быть и "упахаться и не жить" на волонтерских началах: такое очень быстро ведет к выгоранию (а в выгоревшем состоянии сложно дать какую-то ценность участникам — гораздо легче делиться, когда вы бодры, веселы и наполнены эмоциями).

2.

Между активностями и участниками должна быть настроена обратная связь: не просто я выдаю задания, а каждый сидит у себя в норке и молча что-то делает. Нужны общие хэштеги, репосты, комментарии. Возможно, есть смысл добавить какие-то нематериальные плюшки за активность: голосуем за лучший текст или фото, делимся лайфхаками, выполняем обязательные задания, пишем ответы в комментариях — универсального рецепта тут нет, в разных темах и группах механика будет своя, но важно сделать всех участников видимыми.

Но такой движ будет большой поддержкой, и в каком-то смысле будет подогревать себя сам. Тогда ценность будет выше за счет того, что участники делятся открытиями друг с другом. Например, у нас в стилистических марафонах было очень ценно, когда участницы делились своими мудбордами на пинтересте (и утаскивали картинки друг у друга), страхами или установками (и писали "о, у меня тоже так, я про это и не думала"), фото из примерочной (и поддерживали друг друга).

3.

Помним, что в любом случае наша затея — это равный обмен. Да, она условно бесплатная, то есть мы не получим за нее денег, но нам нужно получить какую-то ценность — и какую-то равную ценность отдать.

С нашей стороны — организация движа, темы, экспертиза, ежедневные волшебные пендели, вдохновение, сообщество. Со стороны участников — какие-то ответные плюшки: повысить нашу узнаваемость, привести новых подписчиков, выдать обратную связь, помочь отработать формат для будущего платного события. И это важно продумать заранее: что я могу получить и как это получить?

Среди условий для участников могут быть репост, рекомендация в сторис, обязательный отзыв, хэштег или отметка аккаунта организатора. Подумайте, какими должны быть условия и механизмы этого обмена, чтобы никто не остался в проигрыше?


Истории и подборки
Это одна из моих любимых штук, которая пришла из журналистики. Суть в том, что можно попросить людей поделиться своими историями на определенную тему либо какими-то мнениями, рекомендациями.

Мы, например, собирали такие историю про любимые вещи, доставшиеся от мам и бабушек. Опросили наших подписчиц, собрали комментарии, фото, запостили себе на сайт. Получилась очень классная теплая подборка, которую мы вспоминаем до сих пор. Еще одна похожая история была про девушек с заметными шрамами, когда принцесса Евгения вышла замуж в платье с открытой спиной, демонстрирующей ее крупный шрам, оставшийся после операции по лечению сколиоза — она сделала это, чтобы поддержать подростков со шрамами, а мы решили сделать подборку рассказов от реальных девушек вокруг нас, получился очень трогательный текст.

Я и сейчас горжусь этими подборками, они были классными, но сейчас бы я уже делала это чуть иначе, чтобы не просто получить классный контент, но и распространить его.

Чтобы истории сработали не просто на сбор классного материала и хороший контент, но и на продвижение, нужен некий источник новой аудитории.

Как ее можно получить? Есть два основных варианта выйти за пределы круга своих подписчиков: через помощь и через спикеров.

1. Можно попросить помощи подписчиков в поисках героев (и одновременно распространении информации о вас). Такой формат хорош, если мы ищем людей с каким-то специфическим опытом. Те же шрамы были как раз такой темой. Но это могут быть и какие-то профессиональные или личные темы: люди, которые нашли любовь в тиндере, люди, которые радикально сменили профессию, люди, которые переехали из города в деревню... Конечно, это должно соотноситься с темой вашего блога или медиа.

Как это провернуть? Напишите анонс ("Друзья, готовлю материал на такую-то тему, мне нужны герои с такими-то историями / таким-то опытом, поделитесь, пожалуйста, у себя, вдруг среди ваших знакомых такие есть. Для тех, кто меня не знает — я ..., пишу о ..., у меня большой опыт в .... Готовую подборку опубликую у себя в блоге"). Можно запостить это в больших группах, чатах. При этом одновременно с объявлением мы обязательно анонсируем подборку и рассказываем, где и зачем это будет опубликовано.

2. Можно выйти за пределы своего круга через спикеров, например, коллег-блогеров или просто более или менее публичных людей с развитыми соцсетями, если у вас есть такая возможность. В этом случае мы берем общую тему, что-то про опыт, который есть у всех, изюминка будет в спикерах: я попросила несколько книжных блогеров поделиться своей первой книжкой, попросила несколько мам рассказать о самом сложном в их материнстве, попросила админов каналов о моде рассказать про свой любимый локальный бренд...

Когда подборка будет готова, важно обязательно поделиться ссылкой и словами через рот проговорить: "Буду рада, если вы поделитесь у себя в соцсетях / блоге".

Шерабельные темы — это что-то про детство, про телесность, про удачный и неудачный опыт, про поддержку, с общим посылом "смотрите, как по-разному бывает, вот как можно справляться, вот чем можно вдохновиться".
У Линор Горалик есть классная запоминалка на триггерные темы: дети, деньги, секс, смерть, Родина, еда, коты. Мнемоника: омские дети брали с прохожих деньги за возможность посмотреть секс котов на кладбище — идеальная формула супервирусного контента.
Если в сообщении комбинируется больше одной темы, шансы повышаются) Как готовят окрошку у нас — это еда и Родина) Эти темы не обязательно понимать буквально и желтить: "как мне пришлось закрыть бренд, потратив 1 млн впустую", — это, по сути, про смерть (метафорическую). Секс — это не только секс, но и вопросы гендера, привлекательности. Что-то милое — это коты, песели и жирафы — тоже коты. Родина — это любой локальный контент — подборка питерских брендов, любимые воронежские кофейни, а сейчас, конечно же, вопросы эмиграции, релокации и всего такого, тоже про родину.
Вообще Линор очень классно работает с таким форматом. В PostPost.Media они делали целые подборки про 90-е. А в своей лекции про маркетинг для НКО она рассказывала про механику, которую они применяли для продвижения книжного фестиваля: просили несколько известных писателей рассказать про свою любимую детскую книгу, и этот текст отдавали в СМИ. Получался хороший вирусный текст для СМИ — а внутри текста была зашита информация про книжный фестиваль, который стал инициатором текста. Это уже про оффлайн и НКО, не совсем наша тема, но принцип тут тот же: что-то, что задевает людей за души, и чем они хотят поделиться.
Как такое сделать?

1. Учитывайте, что процесс это довольно трудоемкий, поэтому лучше закладывать под него время и ресурс и фильтровать истории.

2. Вопрос лучше формулировать максимально подробно: напишите, пожалуйста, если у вас есть такой опыт и расскажите о том-то. Можно написать несколько опорных вопросов. Если собираете истории подписчиков, лучше попросить писать в комментариях, чтобы взять историю оттуда, в лички это может быть растянутая коммуникация ("привет, у меня есть! ... а что именно рассказать .... ну это было так.... да, мне тогда было 20... ") Это не плохо, просто это может занять больше времени.

3. А вот редактировать лучше по минимуму, берем живой слог как есть, правим только повторы.
Советы и рекомендации
Их любят вообще все — и с удовольствием шерят. Можно спрашивать советов подписчиков и собирать их в подборки.
Полезные полезности
В зависимости от того, что вы делаете, тут могут быть бесплатные штуки, которые можно использовать (или про которые можно сказать "ахахаха жиза"): сверстанный трекер привычек для распечатки, простая инструкция, шаблон, календарь, бинго-табличка (с вашим лого / ником "трекер привычек от @....) — что-то, что можно воспроизводить у себя в соцсетях и распространять. Это снова должна быть довольно массовая штука, нужная если не всем, то большой аудитории.
Флешмобы
Здесь может быть любая общественно-значимая тема, по которой мы предлагаем высказаться в поддержку или рассказать историю о чем-то. Здесь может быть и что-то серьезное, и что-то с юмором. Объединяем общим хэштегом и просим других делиться.

Из тем, в которых участвовала я, — пост по флэшмобу #яэтогодостигла от Насти Красильниковой про то, что женщины часто обесценивают свои дела, а ведь можно же собрать и поделиться. Классная тема была с флэшмобом hh про первую работу. Вообще психологические темы тут заходят хорошо: профем-оптика, внешность, что-то про признание, принятие, поддержку вирусится в этом формате.

Розыгрыши
Тоже вечнозеленая тема, которая может генерить репосты.

Только продумайте сразу же соотношение действия и приза. А то я как-то на заре своей блогерской деятельности пообещала бумажных открыток из Каппадокии тем, кто просто репостнет меня и отметится в комментах. В итоге потратила кучу денег на турецкой почте, чтобы выполнить обещание, а взамен не получила ничего)))

Говорят, что важное правило — не разыгрывать свой основной продукт (консультация, места на курсе, маникюр). Это может привлекать аудиторию тех, кто в принципе не заинтересован в вашем продукте, а просто хочет бесплатное наудачу. Но главное, это может вызывать досаду невыигравших: ну вот, я лох, мне не везет, теперь и платить не так приятно. Гораздо лучше предлагать что-то дополнительное, что нельзя купить, чтобы это был действительно подарок.

Но! Из него есть исключения. Если этот продукт — что-то очень красивое, заметное и массовое (торт, например) и при этом не разовое (даже если мне не повезет выиграть торт, это будет только один из трех ежегодных тортов только в моей несладкоежной жизни), то эффект репостов может сработать.
Итог:

UGC может быть очень разным по форматам, в разных нишах, темах и комьюнити может заходить по-разному. Тут точно нет какого-то простого рецепта "сделайте так, и будет вам счастье и эффект". Нет. Здесь можно и нужно пробовать разные форматы, ошибаться, делать удачные и неудачные интеграции. Искать свое: что вписывается именно в вашу тему, откликается у вашей аудитории, комфортно и приятно вам. Но даже в неудачных экспериментах результатом совершенно точно будет повышение вашей узнаваемости.
Made on
Tilda