Reels и вирусные механики
Продвигаться засчет вирусного контента — очень крутой и одновременно очень сложный способ с кучей подводных камней. Так можно получить действительно большие охваты и много подписчиков без бюджета. И это то, про что рассказывает каждый второй продавец успешного успеха: как набрать подписчиков быстро и бесплатно. Звучит, как волшебная таблетка, за которую однако всегда приходится заплатить. С одной стороны, это никогда не чудо, это четкое понимание алгоритмов и экономики внимания, и как раз часть "как получить большие охваты" тут самая простая. С другой, большие охваты — это неуправляемый поток, который может вынести куда угодно, по дороге кидая об камни: хейтеров, нецелевую аудиторию, ощущение "я все делаю не так" (здесь действительно огромную роль играет везение), побочные эффекты избыточного внимания и много чего еще.

Разбираемся, как пройти это все максимально эффективно и с минимальными потерями, если вы хотите протестировать этот способ на себе.

Где это работает? Инстаграм*, фейсбук, threads, tiktok, X, вк — любые алгоритмические соцсети, которые подкидывают популярный контент в ленту. Для удобства я везде буду говорить "рилс" и рассказывать на примере своих рилс, но принцип везде общий.

*В Инстаграме в 2025 вирусными могут быть два формата: рилс и посты-карусели (серия фото / видео + музыка).
Что делает пост вирусным?
Чтобы пост охватил миллионы просмотров, оно должно отвечать как минимум трём условиям:

1. Тема, которая волнует многих

Алгоритмы показывают контент не только подписчикам, но и совершенно новым пользователям. Чтобы попасть в их ленту, пост/ видео должны быть потенциально интересно максимально широкой аудитории, то есть буквально большому количеству разных людей. И такие темы есть, они известны давно. Это что-то, что касается буквально каждого и что есть у каждого: проверенные триггеры, которые вызывают эмоциональный отклик у большого количества людей.

Есть универсальная мнемоника от писательницы Линор Горалик:

«Омские дети на кладбище брали с прохожих деньги за возможность посмотреть на секс котов».

Из этой абсурдной фразы легко выделить ключевые темы:
  • Родина
  • Дети
  • Секс
  • Смерть
  • Деньги
  • Котики (то есть что-то милое)

Важно: воспринимайте эти темы широко.

Например, «родина» — это не только про картинки в твоем букваре, это любой локальный контент (обзоры ресторанов в Сыктывкаре, воронежский художник на московской выставке, наши юные физики выиграли на олимпиаде в Китае), это вопросы отношения, эмиграции и релокации (варламовские обзоры с недостатками городов именно поэтому бомбят, израильская группа "Тыквенный латте" образовалась ровно на этой волне — огромное количество людей зацепила идея, что в Израиле тыквенного латте не нашлось, тут сразу поднимается миллион вопросов — "это что, наш Израиль вам недостаточно хорош? / Да, нам когда-то тоже многого не хватало / Да надо знать места, у нас тут есть все!" — у каждого есть какая-то струна, которую эта тема зацепит ). «Секс» — это не буквально соитие и все с ним связанное. Это могут быть вопросы привлекательности, отношения, самооценка. «Смерть» — не только про похороны, а про страх старения, про возраст, про жизненный выбор. Отсюда и популярность историй про эффектных 90-летних бабушек, которые выглядят потрясающе и пьют апероль с подружками.

Комбо-темы работают лучше всего. Например: «Мне 55, но я выгляжу на 35» — в этом одном ролике уже и секс, и страх старения, и деньги.
@olla_makarova — крутой пример таких комбо-сочетаний, обычно она жонглирует темами возраста и сексуальной привлекательности, видео у нее почти всегда набирают вирусные охваты, при этом она умудряется хайповать, оставаясь в рамках собственной этики, в которой женщина имеет право выглядеть как хочет и не обязана соответствовать ожиданиям посторонних людей, чтобы быть ценной.
2. Явный тезис, с которым можно согласиться или поспорить.

У вирусного поста должен быть внутренний конфликт. Идеально, если тезис можно выразить короткой фразой, с которой зрителю захочется согласиться — или возмутиться.

Примеры:
  • «Бьюти-рутина за 5 тысяч в месяц — пустая трата денег»
  • «После 40 женщины становятся только красивее»
  • «Эмигранты — самые одинокие люди»
Алгоритмы отслеживают внимание и вовлечённость: если человек залипает, дочитывает, спорит, ставит лайк — видео получают шанс выйти дальше.


3. Соответствие концепции блога

Сделать вирусное видео — несложно. То есть вы буквально берете тему из списка и высказываетесь по ней более-менее радикально. Рано или поздно это залетит. Сложно — сделать так, чтобы оно привело нужных людей, а не толпу случайных и неадекватных подписчиков.

Пример 1:
Мой ролик из Храма Гроба Господня про церемонию закрытия, снятый без расчёта на хайп, неожиданно завирусился. Но привёл нерелевантную аудиторию — пришлось чистить комментарии и блокировать чокнутых, оскорблённых сочетанием слов "Израиль + мусульмане + христиане", но также и восторженных почитателей авраамических религий, которые решили, что это аккаунт про божью благодать.
Пример 2:
Блогерка с классным искренним аккаунтом про эмиграцию выложила смешной рил про кота и мужа. Видео набрало полмиллиона, но это никак не помогло блогу — тема не совпала с его содержанием, и новые зрители не подписались, они шли на простое милое видео про кота, а не на эмигрантскую рефлексию.

Пример 3:
Тренерка сняла красивое видео с упражнениями в купальнике на фоне моря. Все красиво, завирусилось, охваты огромные. Пришли на них мужики из Турции, которые начали активно кэтколлить в комментариях (а не записываться на тренировки). Тут вал был настолько огромным, что аккаунт пришлось закрыть.

Вирусность ради вирусности — бессмысленна. Видео должно быть связано с темой блога и привлекать нужных людей. Не все они подпишутся, подпишется часть, но эта часть должна потенциально клюнуть на залетевшее видео.
Как делать такие видео регулярно?
Вирусность — это игра в лотерею. Один ролик может не «выстрелить». Поэтому важно создавать их много и регулярно.

Алгоритмы продвигают активных пользователей, которые помогают платформе удерживать внимание других.

На этом принципе работают марафоны рилс:
идея "100 рилс за 100 дней" или "месяц рилс" не в том, чтобы «выжать» из себя максимум, а в том, чтобы раскачать аккаунт.

В моём пустом аккаунте рост начался после 17 роликов. В других — быстрее. Но при этом я читала в тредс кучу историй от людей, которые снимают и полгода — и ничего не происходит. Угадать невозможно. Но в любом случае эффект накапливается со временем.
Как не выгореть?
Самое главное: придумать простые форматы им бесконечный источник тем.

Чтобы снимать рилс каждый день, не нужно быть великим монтажёром или актёром (хотя харизма конечно сильно поможет, но дело не в ней, а в том, чтобы рассчитать силы на марафон и не выдать все лучшее и упасть без сил, а потихонечку двигаться, не сбивая дыхание).

Нужно заранее продумать:

  • где брать материалы — это должно быть что-то, чего у вас уже много в запасах или что происходит с вами буквально каждый день: вы о чем-то думаете, чему-то учитесь, что-то видите, что-то делаете, над чем-то рефлексируете. Технически это может быть нарезка большого видео на кусочки, озвучивание каких-то старых заметок "одна мысль — одно видео", сериал, простые лайфхаки в готовке, документация завтрака, сегодняшнее рабочее...
  • как облегчить себе монтаж (классное видео с анимацией и подводками это, конечно, хорошо, но нужны и простые вещи, которые можно склеить буквально за пять минут — фоновые видео, архивные нарезки, тексты поверх).
  • какие форматы вам удобны (это уже вопрос внутренний: если вам легко дается говорящая голова — супер, но если это три часа подготовки и 125 дублей, то ну ее нафиг, давайте сделаем просто озвучку, а если и озвучка пугает, пусть будут просто титры или текст на фоне).

Чем проще, тем лучше. Главное — регулярность.
Контент-план: как работают разные типы видео
В идеале, контент в блоге должен быть разнообразным, разные видео выполняют разные функции, тогда это будет воронка, по которой подписчики будут доходить до ваших целей, а не просто получать развлекательный контент

  • Вирусные видео — привлекают внимание и новую аудиторию. Они простые, не слишком заумные, часто с юмором, интересны многим.
  • Полезные видео — помогают отфильтровать и удержать правильных людей: те, кто зашел в аккаунт, видит: ага, тут есть больше полезного на эту же тему.
  • Продающие видео — закрывают тех, кому интересно больше: у них будут самые маленькие охваты, но их увидят самые-самые заинтересованные подписчики.

Не всё должно вируситься. Некоторые ролики наберут меньше просмотров — и это нормально. Они выполняют другую функцию.
Что можно сделать прямо сейчас?
  1. Придумайте 5–10 больших тем (из триггерного списка), которые можно адаптировать под твою тему.
  2. Сформулируйте к каждой теме по 1–2 тезиса, с которыми можно поспорить.
  3. Протестируйте простые форматы: говорящая голова в один дубль, фон, текст, музыка.
  4. Запустите мини-марафон: 10 рилс за 10 дней.
  5. Анализируйте, какие видео сработали — и почему.
Made on
Tilda